Главная » Статьи » Мои статьи |
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих учащихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд достоинств: быстрое получение результатов; объективность в оценке знаний; тесты позволяют получить достоверную информацию о качестве и уровне знаний учащихся; дают возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний; тесты более интересны по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию. Компьютерные тесты можно использовать для проведения любого вида контроля: предварительного, текущего, тематического, итогового. Машинные тесты, как эффективный способ контроля знаний, вызывают интерес не только у преподавателей информатики, но и преподавателей других дисциплин, не связанных с информационными технологиями. Однако, если создание текстовых документов и электронных презентаций не является проблемой для современных преподавателей, то создание собственных компьютерных тестов вызывает значительные трудности. Не все учителя достаточно компетентны для самостоятельного написания тестов средствами программирования. Среди учителей наиболее популярными программами для создания тестов являются текстовый редактор MS Word, редактор электронных таблиц MS Excel и программа для создания презентаций MS PowerPoint, так как для создания тестов в этих программах не требуются навыки программирования, что позволяет разрабатывать тесты любому преподавателю, владеющему технологией работы в программах хотя бы на уровне пользователя. Технология составления компьютерных тестов средствами MS Word. Возможности текстового редактора в составлении тестовых заданий ограничены, однако это не мешает преподавателям использовать эту программу для создания тренировочных тестов, направленных на закрепление пройденного материала. Для создания тестов в MS Word учителю достаточно уметь создавать гиперссылки и закладки. Закладками являются вопросы теста и реакции на правильный или неправильный ответы. В качестве гиперссылок могут выступать картинки либо текст. Работа с тренировочными тестами строится в режиме тренажера: учащимся предлагаются вопросы с вариантами ответов. Для выбора ответа достаточно щелкнуть по нему мышью. Если ученик выбирает неправильный вариант, то оказывается на листе с текстом «Неправильно. Вернуться к вопросу». Щелкнув по гиперссылке «Вернуться», учащийся возвращается к вопросу для повторного ответа. При правильном ответе ученик переходит к следующему вопросу. За прохождение учащимися тренировочного теста оценки не выставляются. Технологии составления компьютерных тестов средствами Excel. Редактор электронных таблиц Excel обладает широкими возможностями для создания тестов по любому учебному предмету. Электронные таблицы позволяют создавать эффективные тесты, позволяющие оценить уровень знаний учащихся: тест открытого типа, тест закрытого типа, тест с заданиями на соответствие, тест с альтернативным выбором, кроссворды. Для создания тестов в электронных таблицах учителю достаточно иметь навыки форматирования ячеек и уметь использовать функции «ЕСЛИ» и «СЧЕТЕСЛИ». Для усовершенствования тестов может пригодиться знание функции «Условное форматирование», умение создавать гиперссылки и макросы. Программа Excel позволяет создавать тесты с выборочным ответом (когда обучаемому предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный). Для этого используется команда «Проверка» меню Данные. В ниспадающем меню выбирается команда Проверка и в диалоговом окне «Проверка вводимых значений» выбирается тип данных – Список, а в графе «Источник» перечисляются варианты ответов через точку с запятой. Результатом выполнения операций будет список с ответами, из которых обучаемый должен выбрать один ответ. Технологии создания тестов в MS PowerPoint. Приложение MS PowerPoint постоянно используется преподавателями при подготовке иллюстративного материала к уроку. Однако PowerPoint позволяет создавать тренировочные тесты, направленные на отработку учебного материала, а также тесты для контроля качества усвоенных знаний. С созданием тренировочного теста справится любой учитель, а тесты контроля качества усвоенных знаний требуют начальных знаний программирования в среде Visual Basic (VBA). Для тренировочного теста создается титульный слайд, слайды с вопросами теста, слайд, служащий сигналом о неправильном ответе и заключительный слайд. В таких презентациях смена слайдов должна происходить при помощи управляющих кнопок и гиперссылок. Работа с тестом должна строиться в режиме тренажера: даются несколько вопросов с вариантами ответов. Варианты ответов могут быть оформлены в виде кнопок с использованием стандартных автофигур, каждая из которых является гиперссылкой на другой слайд. Если ученик выбирает неправильный вариант, то программа выдает слайд со словами «Неправильно! Попробуй еще раз!» и возвращает его обратно на слайд с вопросом. Если же ответ верный, то ученик переходит к слайду со следующим вопросом. Таким образом, ученик не может выйти из программы, не выполнив все задания. Для создания гиперссылки в случае неправильного ответа надо щелкнуть правой кнопкой мыши по автофигуре с неправильным ответом и выбрать команду «Настройка действия». В разделе «Действия по щелчку мыши» установить переключатель в положение «Перейти по гиперссылке» и в списке слайдов выбрать слайд с ответом «Неправильно!». Если выбран правильный ответ, то с помощью гиперссылки устанавливаем переход на слайд со следующим вопросом. На слайде «Неправильно!» к строке «Попробуй еще раз», оформленной с помощью объекта WordArt, применяем гиперссылку с возвратом на «последний показанный слайд» с помощью команды «Настройка действия», и ученик возвращается обратно на слайд с вопросом для повторного ответа. В данном случае учитель не отслеживает количество правильных и неправильных ответов. Тест для контроля качества усвоенных знаний в PowerPoint может быть создан с использованием VBA. В отличие от тренировочных тестов этот тест подсчитывает количество верных и неверных ответов и в результате выдает итоговую оценку. Овладение преподавателями технологиями создания компьютерных тестов и использование их на занятиях приводит к следующим результатам: улучшается отношение учащихся к учебной дисциплине и к личности преподавателя, повышается успеваемость и качество знаний учащихся, рационально используется время на занятиях. | |
Категория: Мои статьи | Добавил: MarijaVagu (28.04.2016) | |
Просмотров: 318 | |
Всего комментариев: 0 | |